Михаил Михайлович Пришвин

Второй урок начинается с беседы:

— Скажите, пожалуйста, всегда ли природа благожелательна к человеку? Нет ли в ней враждебных сил?

— В природе есть враждебные человеку силы.

— Когда мы это замечаем впервые?

— Когда солнце вышло, в это время на небе появилось одно облако. "Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекало собой пополам восходящее солнце". Эта "холодная синяя стрелка" как бы предвещает несчастье. (Следует инсценировка "Спор детей".)

— Почему Митраша выбирает слабую, а значит, более опасную тропу?

— Это зависит от его натуры. Ему скучно идти по протоптанной тропе. Там все известно, слишком обычно. К тому же для него свят завет отца. Поэтому он предпочитает более опасный, но прямой и короткий путь к цели.

— А чем руководствуется Настя?

— Пришвин называет ее благоразумной. Она отстаивает надежный, неоднократно проверенный путь.

— Кто из'них прав, по-вашему?

— Каждый по-своему прав. Ведь цель у них одна, и дороги их потом вновь сойдутся.

— А с кем пошли бы вы? (Мнения разделились, так же как и в споре детей.)

— Как писатель относится к Насте, когда она, желая как можно больше набрать клюквы, забывает о брате?

— Он укоряет ее за это.

— Да, и природа подсказывает ей мысль. Вот и лось ее за человека не считает, и огромная гадюка выползла из болота и свернулась колечком на пне, с которого свисала длинная клюквенная плеть. К ней-то и подползла девочка. Увидев змею, она опомнилась. Отталкивающий вид гадюки вернул ее в мир деятельной любви. Скажите, почему в конце сказки-были писатель вновь вспоминает об этом эпизоде?

— Настя очень мучилась про себя за свою жадность. И когда из детдома обратились за помощью, она отдала всю целебную ягоду ленинградским детям.

— Вернемся к спору детей. Как природа отзывается на решение Митраши идти по слабой, но своей тропе?

— Именно тогда "вторая синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь". А когда Митра-ша повернул по тропке на север, "серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Маленький человек остался один на один с враждебными силами. Но он не боялся: он шел по тропе человеческой.

— Не нарушает ли Митраша в какой-то момент свое согласие с добрыми силами природы и с людьми?

— Нарушает. Он сходит с тропы, хотя трава белоус указывала ему верное направление, и попадает прямо в Слепую елань.

— Да, когда он начинает действовать по своему произволу, он попадает в беду. Послушайте отрывок "спасение Митраши" и ответьте, что помогает ему спастись.

Следует чтение эпизода и ответ на вопрос:

— Митраша спасается благодаря собственной смекалке, твердости, сноровке. И, конечно же, ему помогает собака Травка.

— Верно. Мальчик обретает согласие с окружающим миром через верного друга человека — собаку.

Как меняется описание природы и каким предстает человек в тот момент, когда Травка стала узнавать Антипыча?

— Все становится светлым, чистым, и человек предстает прекрасным. "И так он прекрасен там, в зеркале [заводи], со всею природой, с облаками, лесами, и молодой месяц показывается и частые звездочки".

— Итак, достигается великое единство человека и природы. Давайте внимательнее посмотрим, как это происходит. С момента вступления Насти и Митраши в лес все птички и зверушки мучительно старались "выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети ... понимали их усилие".

В мире природы автор отмечает непрестанное движение к человеку, предчувствие мысли, слова. "Вот почему мы, когда придем в лес на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям: "Здравствуйте!" И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все подхватят чудесное слово..." В притче о вещей птице вороне, хранящей память о том, что было в болоте за тысячу лет, звучит скорбь о замкнутости "вороньего круга", о невозможности сказать... В собаке Травке, наиболее полно воплотившей это стремление к человеку, живет правда, переданная ей старым Антипычем. И вот "ни гром, ни молния, ни солнечный восход,., ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте: она услышала слово человеческое — и какое слово!" Встречное внимание Митраши, молодого Антипыча, послужило основанием для спасения. Слово осуществилось, стало делом. В "вековечной суровой борьбе за любовь" человек и добрые силы в природе победили. Солнце рассеяло серую хмарь.

В тетради учащиеся делают запись:

5. М. М. Пришвин использует притчу для более точной и выразительной передачи авторской мысли.

— Ребята, вам, вероятно, будет интересно узнать, что в эпизоде "спасение Митраши" Михаил Михайлович описывает случай, который произошел однажды и с ним самим. Это было в начале 40-х годов в Переяславле-Залесском., Из воспоминаний сына писателя Петра Михайловича: "С утра он ушел на торфяное болото поохотиться с собакой. Он возвращался домой по слабо натоптанной тропинке и внезапно провалился по самую грудь в торфяное "окно". Мощный пойнтер Ромка пришел в восторг, потому что хозяин стал ниже его. А тот погружался в трясину. Несколько задержать это погружение удалось положенным под мышки ружьем. Пришвин звал Ромку, но тот не подходил. И тогда он пошел на "хитрость": замер, не показывая признаков жизни. Ромка приблизился, стал его обнюхивать, и в этот момент Михаил Михайлович схватил его за заднюю лапу. В ужасе мощный пес рванулся со страшной силой и наполовину выдернул хозяина на луговину".

 

Опубликовано: 09.01.2013

 
top